Бойтесь дары приносящих
На прошедшем Ролеконе Studio101 упоминали, что Кориолис — это только первый шаг, и они планируют активно работать с играми на этом движке. К примеру, Tales from the Loop, вокруг которой уже некоторое время стоит восхищённый писк большого количества народа. Мне лично игра про детишек, роботов и альтернативные восьмидесятые малоинтересна, поэтому я чуть было не прошёл мимо другого, более раннего, проекта той же конторы — Mutant: Year Zero.
Так вот, «Мутант» офигенен.
Это игра с практически фиксированной завязкой (привет, Леди Блэкбёрд). В постапокалиптическом мире есть крошечное закрытое поселение, так называемый «Ковчег» (Ark). Население Ковчега – потомки погибшей человеческой цивилизации, все поголовно мутанты, все не старше тридцати лет и никто точно не знает, как так получилось. Плюс единственное исключение в виде Старейшины, который единственный, кто помнит старый мир, кто (предположительно) единственный не-мутант и кто, управляя Ковчегом, строго наказал своим подопечным не выходить за пределы поселения. Вот только казавшиеся бесконечными запасы довоенных консервов начинают подходить к концу, а Старейшина со дня на день, говорят, склеит ласты. Вы не уверены, что такое ласты и чем их можно клеить, но явно пришла пора выбираться за пределы посёлка в пустошь, бормоча под нос «war never changes».
Собственно, игровой процесс достаточно чётко делится на две связанные между собой части: вылазки в пустошь (которую тут зовут, хе-хе, Зоной) и социалка в Ковчеге. Причём последняя предполагает, что персонажи игроков будут принимать активное участие в развитии посёлка, обусловленное механикой так называемых «общественных проектов». Вкладываем время, силы и ресурсы, на выходе получаем ремонтную мастерскую, конюшню, новый тип правления, философскую доктрину или что вам там надо. И да, эти улучшения дают игромеханические преимущества, особенно учитывая, что у самого посёлка тоже есть параметры, такие как запас еды, к примеру. В свою очередь хождение по Зоне представляет собой вполне себе такой гекскраул, с поиском артефактов ушедшей эпохи, выживанием и так далее. Ничего не напоминает?
Механика основана на дайспулах d6, с успехом на шестёрке. Любопытная фишка игры в том, что дайспулы составляются из трёх типов разноцветных кубиков, соответствующих отдельно базовым атрибутам, навыкам и экипировке. Зачем? Если результат броска не устраивает, допускается один раз перекинуть все кубики, не выпавшие шестёркой или единицей. И вот если после этого «усилия» (push) в дайспуле оказываются единицы, случаются нехорошие вещи, зависящие от типа соответствующих кубиков: единицы на кубиках атрибутов травмируют персонажа, а на кубиках экипировки – портят оную. На кубиках навыков «плохих» единиц нет.
Атрибутов четыре (Сила, Ловкость, Смекалка, Эмпатия), причём они же выступают и в качестве счётчиков: нет «здоровья», но ранения снижают силу, нет «выносливости», но усталость снижает ловкость и так далее.
Боевая часть, само собой, похожа на представленную в Кориолисе (квикстарт которого я упоминал ранее), но во многом проще и быстрее, и мне понравилась больше. К примеру, вместо нелепых экшен-пойнтов здесь используется достаточно эффективный механизм, когда в течение своего хода персонаж может либо совершить действие и сманеврировать, либо сманеврировать дважды. При этом если действием является традиционное выстрелить/ударить/совершить что-то, требующее броска кубиков, то к манёврам относятся практически все вспомогательные штуки вроде перезарядки, перемещения или выхватывания оружия. Просто и очень логично, на мой взгляд.
Как ни странно, мутации, вынесенные в заголовок игры — не самый интересный её аспект. Это рандомные суперспособности, часто ощутимо изменяющие тебя внешне (как вам быть брутальным качком с крыльями бабочки за спиной?). Генетическая структура наших мутантов нестабильна, так что начав игру с одной мутацией, закончить её легко можно с целым ворохом, причём каждая новая мутация отнимает у тебя единичку из базовых атрибутов. Таким образом герой постепенно превращается из подобия условно нормального человека в искажённое и, возможно, искалеченное существо, обладающее при этом сверхчеловеческими возможностями. Мрачненько так. Гримдарково.
Подход авторов к игре в целом сильно смахивает на Apocalypse World (да тут даже в секции для ведущего есть раздел, озаглавленный «первая сессия»!) и его многочисленные деривативы. Смахивает в хорошем смысле — то есть используются удачные находки, и по назначению. Например, каждая из предложенных «ролей» (фактически, классов, аналогично буклетам последователей Апока) определяет не столько механическую часть, — уникальный навык, да пару спецспособностей, — сколько взаимоотношения с персонажами других игроков и прочими жителями посёлка.
Что по итогам? Чертовски любопытная игра про выживание и поиск счастья в смертельно опасном мире. С необычной приятной механикой и отличным артом (последнее, по-моему, вообще одна из главных фишек Fria Ligan). Одна из самых удачных реализаций постапокалиптического сеттинга в настольных ролевых играх, которые я видел.

вдохновиться картинкой

@музыка: The Fall Last Days of Gaia - Main Menu Theme

@темы: ролевые игры